Надежный и долговечный теплый гараж на участке вполне можно построить из дерева. Древесина — легкий материал, который не требует возведения мощного фундамента. При правильно подобранном утеплении и внешней отделке деревянный каркасный гараж прослужит долгие годы.
Разработка проекта
На этом этапе, если решено строить деревянный гараж своими руками, есть возможность подсчитать необходимое количество строительных материалов, определиться с конструкцией строения, вариантом утепления и отделки, а также решить, какой фундамент для гаража предпочтительней.
Проект поможет определиться в следующем:
- определить и просчитать затраты на все этапы строительства;
- выяснить порядок работ на каждом этапе и определиться в необходимых строительных инструментах;
- подсчитать нужное количество материалов и комплектующих, которые будут нужны для строительства деревянного гаража.
На рисунке стандартный деревянный каркасный гараж из бруса, но чертеж можно модифицировать, в зависимости от индивидуальных особенностей участка и выбранных строительных материалов.
Выбор материалов
В первую очередь, перед тем как построить гараж из дерева, необходимо обратить внимание на влажность досок и бруса. Гараж из досок высокой влажности может повести. При высыхании дерево деформируется, следовательно, и вся каркасная конструкция. Оптимальная влажность пиломатериалов для строительства – от 12 до 14 процентов.
Доски естественной влажности будут стоить дешевле, их вполне можно просушить и сэкономить до 20 процентов по стоимости.
Какие материалы выгодно закупить для строительства гаражей из дерева:
- доска обрезная или не обрезная доска 100х50 мм;
- брус сечения 100х100 мм и 50х50 мм;
- доска для опалубки;
- для фундамента – щебенка средней фракции, песок, бетон марки М300, не ниже;
- для гидроизоляции – битум или рубероид, защитная пропитка глубокого проникновения для дерева;
- крепеж – саморезы (по металлу для кровли и по дереву), гвозди, резьбовые шпильки, болты, нагели;
- сетка арматурная, арматурный прут, проволока вязальная и стальная;
- для строительства кровли можно выбрать недорогой рубероид или легкий металлический профнастил. Понадобятся еще комплектующие для устройства конька и торцевые замыкающие планки;
- для стен – недорогие OSB плиты, вагонка (дерево, пластик) или профнастил;
- утепление — минеральная базальтовая вата, паро- и гидро- изоляция.
В зависимости от выбора отделки и материала кровли для деревянного гаража, может быть, необходимо будет купить и другие комплектующие.
Выбор площадки и устройство фундамента
Необходимо выбрать сухую площадку, без перепадов высот и с удобным подъездом для автомобиля. Идеальное место для строения – небольшая возвышенность, в этом случае дождевые воды не будут заливать смотровую яму.
При выборе места учитываем и расположение линии электропередач – тянуть проводку на большое расстояние невыгодно и небезопасно.
Устройство ленточного или столбчатого фундамента
Чаще всего каркасные деревянные гаражи устанавливают на ленточном фундаменте, он дешевле. Но, на участках с высоким залеганием грунтовой воды и с почвой высокой влажности лучше устраивать сплошную плиту или столбчатый фундамент.
Подробно останавливаться на устройстве и строительстве фундамента не будем, отметим только важные моменты:
- фундамент ленточный – мелкое заглубление (50 – 60 см);
- важно, чтобы цоколь над поверхностью земли высотой был от 30 см – это необходимо, чтобы избежать намокания деревянного каркаса;
- столбчатый фундамент – глубина ямы под столб 0,8 – 1 м.
При высоких грунтовых водах или прохождении ливневых вод, когда участок расположен в низине, надо по периметру прокопать траншею и уложить трубы водоотвода.
После того, как фундамент застынет, выполняют заливку пола с армированием и на песчаной подушке. Также надо выполнить гидроизоляцию фундамента рубероидом или битумной мастикой. Это предотвратит поступление воды из земли к деревянным конструкциям каркаса гаража.
Установка каркаса
После того, как окончательно высохнет гидроизоляция, монтируем нижнюю обвязку каркаса.
- нижнюю обвязку выполняем из бруса сечением 10х10, соединяя углы врубкой, метод соединения показан на рисунке;
- чтобы прочно закрепить обвязку к ленте фундамента, в брусе просверливаем отверстия для установки шпилек с широкой шайбой и гайкой. Шаг отверстий – 50 см. такое крепление надежно закрепит основу каркаса;
- после устанавливаются стойки по углам. Прочно закрепить угловые стойки можно при помощи нагелей. Дополнительно укрепить углы можно и брусом подпоркой (сечение 5х5 см);
- промежуточные стойки из бруса также крепятся в нижнюю обвязку при помощи стальных уголков и гвоздей;
- шаг промежуточных стоек из бруса – два метра;
- важно проверить при помощи водяного уровня, чтобы концы всех стоек были расположены на одинаковой высоте, чтобы прочно и ровно закрепить верхнюю обвязку;
- на вертикальные стойки монтируем верхнюю обвязку каркасного гаража, аналогично нижней обвязке;
- горизонтальные перемычки устанавливаем между промежуточными стойками и закрепляются саморезами. Расстояние между перемычками выбирается исходя из ширины мата минеральной ваты.
Если крыша односкатная, то одна стена (чаще северная) делается выше, чтобы обеспечить угол наклона крыши в двадцать пять градусов. Обычно для хорошего стока воды этого наклона вполне достаточно. Стойки угловые и промежуточные одной стенки выше остальных примерно на 40 см.
Важно проверить уровнем и отвесом, чтобы все углы каркаса были в 90 градусов. При монтаже каркаса надо учитывать размеры ворот и особенности их конструкции. Для тяжелых ворот надо делать усиленную обвязку по периметру, из бруса сечением 150х150.
Установка ворот
Так как каркасный гараж – это легкая конструкция, то и ворота должны быть не тяжелыми. Массивные стальные стандартные ворота в таких постройках устанавливать не рекомендуется. Лучше остановится на сварных воротах из профилированных листов.
Ширина гаражных ворот – два с половиной метра, стандартная. При строительстве деревянного гаража важно дополнительно усилить места крепления петель металлическими уголками, а всю коробку для ворот дополнительными угловыми брусьями (50х50).
Устройство кровли
Самый простой вариант конструкции крыши для такого строения – односкатная кровля.
- стропила – из бруса, сечением 150х150 см, не менее, так как на стропила приходится основная нагрузка на крышу;
- обрешетка – доска не обрезная. Шаг обрешетки – минимум 50 см. Шаг обрешетки кровли выбираем, ориентируясь на кровельный материал (профилированный лист, шифер, рубероид);
- слой гидро- и тепло изоляции;
- финишное защитное покрытие крыши.
Односкатная кровля удобна тем, что ливневые воды от гаража можно отводить с одной стороны, не тратя деньги и силы на устройство ливнеотвода по периметру каркасного гаража.
Обшивка стен и утепление
До того, как обшивать стены, каркас надо обработать противогрибковой и водоотталкивающей пропиткой для древесины. Чтобы избежать пожара дополнительно каркас красят специальной краской с антипиреновыми присадками.
Удобно и недорого выполнять обшивку стен металлическим профилем (марки С или ПС). Для покрытия крыши выбирают металлопрофиль марки ПС. Это надежный, ударопрочный и долговечный материал. Листы крепят к каркасу на саморезы с широкой шляпкой (шестигранники). На один метр квадратный понадобится 6 саморезов.
Утепление
Утепление гаража выполняют только с применением негорючих материалов, поэтому подойдет только минеральная вата (в рулонах или в матах). Пенопласт для такого строительства использовать нельзя.
Последовательность утепления:
- сначала изнутри стен монтируется пленка ветрозащиты;
- далее между стойками укладывают минеральную вату. Необходимо следить, чтобы между плитами не было пустот и зазоров, в них может скапливаться влага, что приведет к порче деревянного каркаса;
- чтобы снизить лишнюю гулкость стенок строения, дополнительно мастера рекомендуют по периметру каждого листа металлопрофиля нанести широкую полосу монтажной пены. Это снизит звук от удара и обеспечит надежную гидроизоляцию и качественное утепление.
- по слою минеральной ваты монтируют финишную отделку – деревянная вагонка, доска или листовое железо. Можно для внутренней отделки использовать и фанеру, а также плиты ОСб, но это снижает пожарную безопасность строения.
Таким же образом проводят утепление кровли, а в северных регионах и теплоизоляцию пола. Но для этого на цементную стяжку надо будет установить по нижней обвязке дополнительную обрешетку с шагом не более 50 см и настелить половую доску.
Каркасные деревянные гаражи – недорогая и удобная постройка. Но устанавливать их можно только на охраняемых участках. Взломать такую постройку и угнать автомобиль очень легко. В крайнем случае, от угона и кражи может спасти только сигнализация.
Но, в частных домах можно остановиться на строительстве экономного и теплого деревянного гаража своими руками, если в доме проживаете постоянно и не оставляете машину надолго в гараже без присмотра.